Пора бы, наконец, прервать затянувшееся четырехмесячное “молчание” в этом журнале. Событий не то, чтобы очень много, но они за прошедший период были. Если в предыдущей публикации о многом было написано в будущем времени, то теперь о многом из упомянутого уже можно говорить в прошедшем времени.
Изменения в модели
Для пользователей модели CMMI главным событием прошедшего периода, несомненно, стало существеннее обновление содержимого модели от 10 марта. В истории изменений модели это указано, как “Addition of model content for Safety, Security, and Enabling Virtual Solution Delivery”.
Да, область EVSD (последняя из упомянутых) появилась еще в прошлом году, но она была как бы для внутреннего использования, её практиками пользовались (в обязательном порядке) оценщики и инструкторы, поставляющие официальные услуги CMMI®. Теперь эта область и в самой модели и относится к Capability Area (область возможностей или способностей, кто как переводит) Managing the Workforce, где ранее одиноко существовала только область Organizational Training. Появление такой области (я всё про EVSD) не было в изначальных планах, эта область – “детище” прошлогодней (а для многих стран и текущей) ситуации отсутствия альтернатив удалённой поставке каких-либо услуг. Не без участия автора данного журнала, эта область стала опциональной для стандартных представлений Development, Services и Supplier Management.
Еще интереснее про Safety and Security (в переводе на русский :) Безопасность и Безопасность). Это добавление как раз давно планируемое и, опять-таки, автор данного журнала еще в прошлом году входил в рабочую группу по “вычитке” предлагаемых новых материалов. Окончательно это вылилось в новую Capability Area с названием Managing Security and Safety с тремя новыми областями Enabling Safety (ESAF), Enabling Security (ESEC) и Managing Security Threats and Vulnerabilities (MST), а также в дополнительные материалы “разбросанные” по всей модели. Все три области являются опциональными для представлений Development, Services и Supplier Management. Отдельного представления (пока?) нет, что вполне логично, но вот специальное однодневное дополнение к базовому курсу Foundations будет (как и сертификация для инструкторов и оценщиков). Любопытно, что по EVSD публичных курсов нет, но вот сертификация для инструкторов и оценщиков есть!
Итого, теперь для двух стандартных представлений есть пять опциональных областей (не забываем про SAM), для одного представления – Supplier Management – опциональных теперь четыре.
Еще из изменений – поправки в формулировки Intent для некоторых областей и незначительные смысловые и графические правки. Т.о., оставаясь моделью CMMI V2.0 внутреннюю версию модель теперь имеет 2.2. Будьте внимательны, когда работаете с какой-либо скаченной версией модели.
Изменения другие
Естественно, что изменения в модели повлияли и на метод оценивания и политики, регламентирующие работу инструкторов и оценщиков. Об этом в журнале уже говорилось ранее, поэтому дальше будет немного повторений. В самом методе (MDD) изменения касаются, в основном, появления новых опциональных областей и, в большей степени, регламентации поставки оцениваний в удаленном формате. Собственно MDD, как документ, пережил два обновления – 18 февраля и 3 июня. Его внутренний номер версии теперь 2.2.01. В основном, конечно, эти изменения – “внутренняя кухня” для оценщиков и нет особого смысла объяснять всё здесь. Из важного для получателей официальных услуг – это наличие соответствующей сертификации (VSD – virtual solution delivery) у оценщика, а также обязательная проработка на этапе планирования всех аспектов удаленной работы.
Из других не публичных, но влияющих на получателей услуг, связанных с CMMI®, изменений – это объявление ISACA о завершении льготного “пандемичного” периода (в США коллеги уже перешли на работу “онсайт” при оцениваниях), когда не брались дополнительные платежи за наличие сертификации VSD и дополнительные платежи за удаленную поставку курсов и оцениваний. С 1 июля удаленная поставка будет, видимо, с точки зрения ISACA, считаться роскошью и будет облагаться дополнительными license fees. Естественно, это скажется и на ценах на услуги сертифицированных специалистов. Интересно, (как упоминалось ранее) что выросли и ежегодные отчисления для “небольших” CMMI Partner (а это – костяк партнёрской сети). Занятное решение, но, как заметил один мой западный коллега, ISACA всё больше и больше рассматривает программу CMMI как некую “дойную корову”, возможно, чтобы решить проблемы с продвижением своих не всегда понятных сертификаций. К сожалению, на диалог с партнерским сообществом представители ISACA идут очень неохотно, даже в рамках проходящих сейчас сессий Partner Workshop. Предпочитая “мантры” на тему того, какие мы все хорошие и как “продвигать CMMI в массы”.
Личные достижения
В предыдущей публикации говорилось о необходимости наличия сертификации для удаленной поставки официальных услуг (VSD). Конкретно была обозначена дата начала действия данного требования – с 1 апреля. Последний требуемый шаг удалось завершить вовремя и теперь единственный российский оценщик и сертифицированный инструктор сертифицирован помимо представлений Development и Services, еще по VSD. Своевременная сертификация позволила и провести очередное удаленное оценивание в конце апреля, результат которого был опубликован… буквально на днях. Да, с момента передачи результата на quality review столько времени понадобилось QA team ISACA. Объяснение простое: недостаток ресурсов при росте числа оцениваний в мире (в Китае, прежде всего) и более тщательном анализе переданных результатов оцениваний, проведенных в удаленном формате. Еще один результат конца мая пока еще на рассмотрении.
Ну а для дочитавших под катом еще фотография того, как выглядит :) часть рабочего места оценщика.