?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 May 2019 @ 12:59 am
Пятничное чтиво - выпуск #2  
Итак, немного запоздавшее обещанное очередное “пятничное чтиво” Очередной выпуск будет посвящен тоже в некотором роде “родственнику” модели CMMI – модели Automotive SPICE® в её версии 3.1.


Почему вообще стоит обсуждать эту модель? Дело в том, что европейские автопроизводители требуют соответствие этой модели от поставщиков компонентов (содержащих и программное обеспечение). Любопытно, что иногда это требование идет совместно и с требованием соответствия какому-либо уровню CMMI®. Тоже самое произошло, когда иностранные автопроизводители “поселились” в России. Для того, чтобы сохранить налоговые льготы к определенному сроку эти автопроизводители должны достигнуть определенного уровня локализации продукта (например, какой-нибудь условный “Реноcедес” через пять лет после начала производства автомобилей в России должен на 90% и более состоять из частей и компонентов российского происхождения). И стали эти производители выходить на российских поставщиков компонентов, у которых, как водится, в “загашнике” в лучшем случае сертификация на соответствие 9001, да и то, зачастую, в варианте ГОСТ Р ИСО. Отечественные поставщики традиционно от требований иностранцев всячески отмахивались (да и куда эти иностранцы денутся, и так возьмут), но иностранцы давить продолжают. Так что тема Automotive SPICE® достаточно актуальна.
В начале была инициатива SPICE (еще в середине 1990-х), давшая рынку группу стандартов ISO/IEC 15504. В эту группу была заложена идея уровней, оцениваний и т.п. Развитие CMMI из модели CMM шло в том же направлении и уже начиная с первой версии CMMI выяснилось, что у стандарта и модели много общего. Поэтому пользователям модели легко понять идеи стандарта, и наоборот. Что касается оцениваний, то немного позже на эту тему появился еще и стандарт ISO/IEC 33020.
Automotive SPICE® (и процессная модель, и модель оцениваний) появилась как “ответвление” от основных стандартов SPICE, разработанное специальной инициативной группы, где не последнюю роль играли немецкие автопроизводители. Рассматриваемая версия 3.1 появилась в ноябре 2017-го и получилась достаточно компактной (128 страниц). Далее вышли официальная версия на корейском (июнь 2018-го) и, в апреле этого года, естественно, на китайском.
Итак, Process reference model (процессная модель) состоит из процессов, относящихся к одной из трех категорий и группы внутри категории. На рисунке ниже можно увидеть процессы и группы категории Organizational Life Cycle Processes.
process
Внутри каждого процесса есть описание его назначения, ожидаемых “выходов” и формулировки базовых практик (base practices) с комментариями к ним (количество базовых практик в разных процессах разное). Один процесс (описание), в среднем, занимает одну страницу. Для каждого процесса (при оценивании) определяется свой capability level (уровень возможностей, пусть так), который определяется реализованными общими (да-да, те самые generic practices, как в CMMI®) практиками, которых побольше, чем в CMMI®. Уровней от 1 до 5 включительно.
Метод оценивания описан в паре десятков страниц (с правилами рейтингования, агрегирования рейтингов, применяемой шкалой), т.к., по сути, является “выжимкой” из стандарта ISO/IEC 33020. Надо заметить, что у групп общих практик есть атрибут generic resources, который тоже должен рассматриваться при оценивании. На рисунке ниже представлен самый простой случай – одна общая практика. Если относительно базовых практик анализируется наличие указанных в процессе ожидаемых outcome, то в отношении generic-компонентов анализируется их achievement. Детали – в самой модели и в стандарте.as2.png

Итак, чем хороша эта модель (точнее – две модели: процессная и оценивания). Доступностью (можно скачать на сайте http://www.automotivespice.com/ и компактностью. Недостатки? Чтобы понять некоторые вещи придется обращаться к не очень доступным стандартам ISO. При том, что модель достаточно узкоотраслевая, это не оправдывает определенное “навязывание” артефактов (в отличие от более общей модели CMMI), которые не всегда могут быть актуальны в современном производстве. Рекомендация? Если вы – производитель автокомпонентов, вы можете вполне полезно и успешно использовать совместно CMMI® и Automotive SPICE®. Схожесть архитектуры позволяет, изучив одну модель, легко понять и другую. CMMI может “задать направление”, а вторая модель – уже детализировать это “направление”.

С этим выпуском “чтива” пока всё. Следующий выпуск – через две недeли. Тема будет определена немного позже. Заходите!
 
 
Current Mood: thoughtfulthoughtful