?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 October 2017 @ 01:31 am
Upgrade и "downgrade"  
BadgeОктябрь прошел для автора данного журнала «под знаком» мероприятий, связанных с upgrade’ом на версию 2.0 модели (напоминаю – именно одной модели) CMMI®. Этот upgrade включал несколько составляющих: обучение новой модели, обучение методам обучения модели и обучение новому методу оценивания. Всё было очень интересно и весьма вдохновляюще! Жаль только, что из-за этих мероприятий пришлось пропустить конференцию SECR (впервые за всю историю её существования).
Немного о будущем
В общих чертах концепция будущей версии в этом журнале уже описывалась. В дополнение к ранее сказанному надо обязательно упомянуть возможность пользователям модели получать тот набор практик (свой view модели), который наиболее подходит к их роду деятельности. Например, вы – компания-разработчик ПО для медицинских устройств, использующая Agile-методы (редкое явление, но кто знает…), которую заинтересовали идеи второго уровня (наличие того, что можно назвать процессами на уровне проектов; улучшение управляемости проектами). Тогда вы идете на соответствующую страницу, где выбираете Development в качестве основной деятельности, второй уровень и контексты Agile и Medical devices. Получаете набор областей и практик, в соответствии с этим, который можно, в том числе, и выгрузить, например, в pdf-формат. И это можно будет использовать в качестве «вашего варианта» CMMI®. Сложнее вопрос по поводу оценивания такого «варианта». Будет определенный набор view, относительно которых можно проводить benchmark-оценивание, т.е. оценивание с рейтингом на выходе, например, в виде «Development, maturity level 2». Ваш view может не совпасть ни с одним из таких «стандартных» view, но это не помешает вам провести «нормальное» оценивание в соответствии с методом оценивания. Отличие – немного другой вид оценивания и отсутствие короткого однозначного рейтинга «на выходе». Что касается нового метода оценивания, то, помимо новых классов оцениваний, этот метод будет включать и серьёзную «новацию», влияющую на планирование оценивания. Эта «новация» - выбор репрезентативных объектов оценивания (например, проектов) с минимальным влиянием на результаты этого выбора со стороны оценщика и/или оцениваемой организации. Термин, характеризующий новый подход – random sampling (только не надо думать, что это совсем «random»). Грядет и замена многих систем института: изменятся многие списки и справочные материалы, и много другое. Нового, конечно, много, и то, что указано выше – это только самые «весомые» изменения. Вот из-за того, что нового много, изменились и сроки выхода модели (частично, в части Development – март 2018), и сроки начала приема первых результатов по 2.0 (январь 2019). Увы, объем работы очень большой (только по результатам рецензирования release 3 модели за три месяца было получено около 24000 комментариев).
С формальной точки зрения, главный результат участия в упомянутых мероприятиях – это сертификация единственного российского инструктора и оценщика по CMMI® теперь и на версию 2.0 (в числе первых 50 человек в мире). Приятная добавка к этому и «автоматическая» сертификация CMMI Associate (в России уже такой сертификацией обладают несколько человек – см. официальный список).
Немного о настоящем
Естественно, во время мероприятий по upgrade’у было много общения с коллегами. Оказалось, что несколько человек работали с компаниями-поставщиками оборудования или изделий в Россию. В частности были оценщики, проводившие оценивания в компаниях, поставляющих оборудование для отечественных самолетов («Суперджет»). В «мире авионики» модель CMMI® достаточно авторитетна и, практически, обязательна. Были коллеги, которые работали с компаниями, связанным с железнодорожным оборудованием (речь как о подвижном составе, так и сигнализации/связи), поставляемым в Россию. К сожалению, в этих сферах пресловутое импортозамещение как-то не растет (свежий пример – двухэтажные электропоезда для «Аэроэкспресса»), а у европейских поставщиков и в этой сфере CMMI® тоже «в чести» (при том, что есть свои отраслевые стандарты и, даже, модели зрелости). Были и еще примеры.
Российские же реалии в отношении CMMI®, как всегда, своеобразны. Например, автоконцерны, придя в Россию, чтобы иметь льготы должны локализовать не просто сборку, а сборку из российских материалов и оборудования. Что касается оборудования, то европейские концерны «по привычке» (как это они требуют в Европе) затребовали у отечественных поставщиков подтверждения хотя бы использования CMMI®. Похожая ситуация и в некоторых других индустриях. Но не на тех напали! Российские поставщики, особенно узнав, что CMMI® - не просто «сертификат», а это надо реально использовать, начинают просто «строить глазки» и обещать это сделать «завтра», которое уходит в бесконечность. Кстати, отечественные производители аэропортовского и аэродромного оборудования пытаются выходить на европейский рынок, где (сюрприз!) с них тоже питаются «требовать CMMI®». Отечественный ответ – ну конечно же, где-то «завтра» (ну и потеря зарубежных проектов). Все случаи, упомянутые в этом абзаце – реальные, названия компаний автору журнала известны, но по понятным причинам не озвучиваются.
Любопытна ситуация и с тендерами внутри страны. По каким-то причинам иногда крупные госструктуры (или почти госструктуры) вдруг в условиях тендеров упоминают «соответствие CMMI® какого-либо уровня». Как правило, речь идет об услугах системных интеграторов, которые, увидев нечто неведомое, начинают искать легкие пути. Не найдя их (в т.ч. и после консультаций с российским оценщиком), соперникам по тендерам каким-то :) нечеловеческим усилием удается скооперироваться и воздействовать на условия тендера. Таинственное «CMMI» исчезает. Случаи тоже реальные, известно таковых два. Один имел место быть несколько лет назад (примерно три года назад), второй – буквально в предыдущие месяцы. Опять-таки, заказчики, которые организовывали тендеры, автору журнала известны, но тут озвучиваться не будут.
Любопытно на этом фоне смотрится рост оцениваний по CMMI® в Мексике и Китае. В обоих случаях этому способствуют правительственные программы субсидирования внедрения и «сертификаций» по моделям и стандартам, связанным с управлением качеством. Целей две: воздействие на компании (чтобы они обращали внимание на качество) и повышение их привлекательности для иностранных заказчиков. В связи с последним вспоминается рассказ американского коллеги, проводившего оценивание в одной китайской компании, которой один из двух ведущих игроков рынка гражданского самолетостроения доверил доработку ПО для автопилота.
Из некоторого позитива (в контексте вышесказанного) можно только отметить, перенос тем же «Боингом» одного из производств узлов гражданских самолетов из Мексики в России. Все-таки в материальном производстве :) в России все не так «запущено»…

Продолжение обеих тем еще будет…
 
 
 
vit_r on October 30th, 2017 07:24 am (UTC)
которой один из двух ведущих игроков рынка гражданского самолетостроения доверил доработку ПО для автопилота.

Помнится, после того, как Сименс перенёс разработку софта в Китай, он потреял рынок мобильников.
russian_sla on October 30th, 2017 09:26 pm (UTC)
Думаю, что неупомянутый мной гигант авиастроения не пострадает. :) Тем более что в данном случае доверили им совсем чуть-чуть...
gusevg on November 7th, 2017 01:10 pm (UTC)
Замечены очепятки:
1. ...с них тоже пИтаются «требовать CMMI®».
2. ...из Мексики в РоссиИ
И большое спасибо за, как обычно, интересные и развёрнутые новости.
russian_sla on November 7th, 2017 08:02 pm (UTC)
За обнаруженные опечатки спасибо, буду внимательнее.
И, в свою очередь, надеюсь на то, что будет о чем еще рассказать.